?

Log in

No account? Create an account
Правда?

Тома приколов

(издание второе, переосмысленное)

Угадайка
Правда?
karpol
Покуда этот креативчик не растащили из одного огороженного бложека по инторанету, честной кумпании предлагается угадать название романа по комиксу.

Научная карteenа мира
Правда?
karpol
Не знаю как кто, а я прежде довольно резко отделял для себя научные и ненаучные представления о мироздании, мол, мы пытаемся найти истину, а Древние придумывали то, что не могли объяснить. На самом деле, никакой разницы между теорией большого взрыва и сказкой о трёх китах и черепахе, конечно, нет, просто те области, которые раньше были подвластны лишь человеческому воображению, стали ближе и понятнее (вселенная расширяется, сознание расширяется), но зато стали ближе и новые области, о которых Древние-то и понятия не имели, и в отношении этих областей мы и строим современные теории о трёх китах. Можно было бы возразить, что ныне наука объясняет почти всё, что творится в мире, а фронт непознанного отброшен так далеко, что какая-то часть населения Земли рождается и обращается во прах ни разу и не нюхнув на нём пороха... но, масштаб бытия - он ведь тоже меняется. Сегодня человек, узнав по тель-авизору про хиггса, ещё имеет шанс задуматься о чём-то эдаком, а прежде и телевизоров-то никаких не было, и заглянуть за грань можно было разве только помедитировав на звёздное небо, ну да и вопросы загробного существования всегда оставались тем колдовским зеркалом, где каждый видел то, во что он способен поверить.

На выздоровление дорогого товарища Уго Чавеса
Правда?
karpol
В строю ты снова, наш товарищ Уго,
Ты снова весел, снова рвёшься в бой.
Знамёна по пассатам бьются туго,
И рог трубит о сборе боевой.

И имени честнейшего, лихого
Врагов пугает грозный вокализм.
Дрожат дельцы от рынка мирового,
Американский империализм...

Не поздно этот мир начать сначала!
В отжившее когтями впился враг,
Но чтоб у.г. не восторжествовало,
Товарищ Уго не опустит флаг!

Что общего между этничностью и вооружением рабоче-крестьянских масс
Правда?
karpol
Конструктивистское понимание этничности можно сравнить с личным оружием в руках рабоче-крестьянского населения. В силу какой-то необходимости вожди вооружают своих подданных для борьбы, раздают им, например, винтовки или кольты – и вот перед нами уже не беззащитная масса, подверженная любой внешней опасности, а мобилизованная армия, сама готовая стать опасностью для кого угодно. Но, как известно, раздать оружие население – очень легко, а забрать его обратно – почти невозможно, точно также как чрезвычайно трудно заставить это орудие стрелять только в нужную вождям сторону (вспомним, как летом 1917 Керенский фактически собственноручно вооружил рабочих для борьбы с Кониловщиной, а осенью эти винтовки уже стреляли в сторону временного правительства). Так вот, этничность – это такое же оружие, которое однажды розданное в минуты опасности, осталось на руках у населения и в мирное время, и теперь уже самим инициаторам раздачи или их наследникам приходиться с этим фактором считаться. Впрочем, люди бывают разные – кто-то не любит войну, и после, например, расправы с захватчиками, топит винтовку в реке, кто-то меняет её на зерно или паровой плуг, а если власти ещё и пытаются изъять розданное оружие – меньшинство, но всё-таки поддастся на уговоры или репрессии. К тому же, оружие имеет тенденцию к старению: через пять лет после войны сохранится лишь 95% розданного, через 10 лет – 85% ну и так далее. Это то, что в этнологии называется «ослабление этничности», в большинстве случаев исследователи, конечно, не присутствуют на её «раздаче», раcпознать такие процессы трудно, да к тому же в поселениях, где много оружия учёному небезопасно. Из-за этого этнологи, как правило, строят свои гипотезы этничности на проржавевших стволах и истлевших прикладах, особенно радуясь, если у какого-нибудь старца обнаружиться на чердаке пулемёт Максим, 70 лет хранившийся в промасленной ветоши.
Однако, о ужас, идеальных условий в природе не существуют, сферические кони в вакууме отмеряют аллюр лишь по страницам произведений братьев Стругацких, а полный ненарушенный цикл эдакого розданного населению «оружия» - явление в жизни почти невероятное. Ведь ещё до того, как истлели закопанные на заднем дворе винтовки Мосина, этими же винтовками крестьяне разгромили ехавший мимо продотряд, и их арсенал пополнился наганами. А потом их мобилизовали белые и роздали винтовки английского производства, а потом ещё был пограблен арсенал в уездном городе, и яму под яблонёй пришлось рыть просто огроменную - из-за мелкокалиберной противопехотной пушки... И ведь мало того, всё это гниёт и стареет с разной скоростью, что-то чаще используется – на виду, а о чём-то забывают и сами хозяева... Не позавидуешь исследователю крестьянских ополчений, который попытается выяснить, когда и при каких обстоятельствах те получали тот или иной вид оружия, и что из всего этого арсенала было основным, а что – почти не использовалось и тихо гнило в огороде. Важны ли все эти вещи для истории? Весьма опосредованно. Увидев коллегу, ломающего голову над истлевшим дулом берданки рядом с башкирским луком и ятаганом, найденными в одном и том же селе, историк скажет – да брось ты над этим думать, это ведь всё не так и важно... А про этничности такого не скажешь – тайна рождения того или иного народа сама способна разжечь новую войну, почище розданных населению берданок.
Вот поэтому изучение этногенеза – задача не из простых, и так мало ещё сделано, чтобы приблизиться к теоретическим основам рождения, становления и упадка земных народов.

Где кончается конструктор
Правда?
karpol
В отдохновении от праведных сессионных трудов, почитывал публицистику "Демонтаж народа" уважаемогоsg_karamurza, интересуясь, естесственно, не криптосоветским, а этнологическим аспектом, тем более что когда-то был привлечён к этой книжке единственным во всём честном инторанете обзором бытующих гипотез этноса и этничности. Конечно, как специалист несколько из другой области, Сергей Георгиевич феномен этничности рассматривает поверхностно и вольно его применяет, но жанр это ему прощает, да и не о том я, собственно, хотел написать. Та самая вольность в обращении с термином этничность, и глубокая укоренённость автора на позициях конструктивизма, коей он приводил несколько неожиданные доказательства, в целом мало относящиеся, собственно, к этничности, навели меня на мысль, что конструктивистский концепт этноса столь же относителен, как само понятие этноса в конструктивисткой парадигме.

Собственно, что говорят конструктивисты? Этнос складывается не сам собой, его создают, и как правило элита. Элита, безусловно, часто играет большую роль в актуализации этнических свойств, однако, тоже можно сказать о подавляющем большинстве всех прочих процессов внутри этноса. Элита на то и элита, чтобы быть пенкой, всегда оказывающейся на верху: если процесс инициируется массой, и элита не принимает в нём участия, то результатом может стать смена элиты, то есть революция. В то же время, элита, вышедшая из массы, при формировании этничности, удовлетворяет не свою оторванную от реальности прихоть, а структурирует протоэтническую массу для успешного функционирования её и элиты в составе единого комплекса, имя которому и есть этнос. Таким образом, концепция примордиалистов, которые считали и считают, что этнос детерминирует среда, т.е. внечеловеческие факторы, вновь обретает свою актуальность - именно среда и диктует необходимость сложения этнической общности, и даёт к этому толчок, а то что описывают конструктивисты - это как раз та самая детерминированная реакция.

В общем, при беглом рассмотрении, вопрос о демиурге этноса, прямо скажем, напоминает религиозные споры о творении всего сущего, но этим, добавим, он, собственно, и особенно интересен.

Осмоаппарат
Правда?
karpol
Есть краткое время между окончанием лекций и началом экзаменов, когда вечера вдруг становятся шокирующе свободными, и кажется, что за такое немыслимое количество свободного времени можно объять мир, но как минимум начинаешь писать в жж всё что не написал за предыдущие четыре месяца. Например, когда время лекций ещё не окончилось, но даже после них на улице было светло, и даже на улицах было солнечно, цвели всяческие деревья навроде черёмухи, каштанов и рудиментарных в мегаполисе яблонь и грушь, источая сладчайшие ароматы, которые смешивались в неповторимый купаж, разносились по тихим к вечеру улицам и внезапно давали в нос тогда, когда источника запахов ещё не было видно и в помине. И сейчас, конечно, деревья покуда не отцвели, но аромат, почему-то, поразвеялся, или нос привык и огрубел, и чтобы вспомнить былой обонятельный шок приходиться подходить к цветущей ветке и вдыхать почти пачкая ноздри в пыльце. А скоро, увы, цветы увянут, покоричнивеют, и черёмуха, например, станет пахнуть уже не сладостью, а подпорченной рыбой....

Так вот, ещё тогда, когда запаховый коктель предлагался на улицах без всякого предварительного заказа, я подумал, что визуальный перегиб человечества не лезет уже ни в какие ворота. Чего только не придумал человек, чтобы сохранить понравившиеся оптические образы - и картины, и фотографии, и видео, а чтобы сохранить запахи - ничего, он только научился эти запахи подделывать, ароматизатором идентичным натуральному. Но знаете, ароматизаторы - они фиксируют всего лишь один оттенок из всей палитры какого-нибудь аромата, сужая, быть может, широчайший спектр до узкой полоски, а что уж говорить о смеси, которую воссоздать силами химии также невозможно, как трёхстам обезьянам за ундервудами напечатать хотя бы одну главу из войны и мира.  В связи с этим, продолжу я свою мысль, имело бы смысл изобрести осмоаппарат (а осмо, как говорит гугл, по гречески - запах), который фиксировал бы запах в данной конкретной точке времени и пространства. Действительно, все виды информации научился фиксировать и передавать человек, кроме обонятельной. И ведь принцип-то, должно быть (тут мне, как дилетанту, рассуждать очень легко) - до ужаса простой! Аппарат состоит из двух элементарных частей: уловитель, который анализирует молекулярный состав воздуха и сохраняет его, и воспроизводитель - который готов в любой момент повторить конкретный сохранённый в осмоаппарате запах. Как это всё сделать - это уж пусть думают химики и физики, я же и инженером-то себя с каждым месяцем чувствую всё меньше... В общем, боюсь, что те запахи, которые носились в середине мая между каштановой рощей и молодыми черёмухами возле моего дома навеки потеряны для человечества, ведь в следующем году коктель будет совсем другим - каштан не уродится, или рябина вмешается, или чайный куст! Пусть уж скорее изобретут осмоаппарат, я даже от авторских гонораров отказываюсь, лишь бы скорее...

Чорные идут
Правда?
karpol
Наткнулся во френдленточке на голосование по поводу обращения некоего общества "кладоискателей" о законодательной легализации приборного (сиречь - металлодетекторного) поиска всяческих артефактов в природе. Учитывая, что и сам грешен, хотел было проголосвать за, но почитав внимательно, что пишет от лица копательской общественности их голова, почесал маковку и сунул супротив. Потому что, сразу вспомнились совершенно неадекватные люди из интернета, которые хвалились в кулуарах, как раскапывали курганы и не стесняясь показывали фото, как простейший разговор с 9 из 10 "любителей" показывает что они не только не собираются охранять археологическое наследие, а они просто не знают что это такое. В области "приборного поиска", увы, у нас всё предельно плохо, и, как это водится в России, запретить гораздо проще, чем упорядочить. Даже готов положить Гаррет на полку и навсегда забыть о царской разложившейся меди, лишь бы как-то можно было прекратить, то что творится в горячих точках археологической карте РФ. Если кто-то пожелает также голосунуть, то ссылка прилагается:
http://www.democrator.ru/problem/6758

таит снег
Правда?
karpol
Нормальный режим сна в Питере дело совершенно невероятное: если летом спать невозможно и не хочется, то зимой хочется заснуть на всё время с ноября по апрель, и просыпаться только в те три солнечных дня, что отмерила этому времени природа - попить воды, поглазеть в окно и снова закутаться в одеяло до слепящего и громкоголосого мая.

Если бы такой распорядок года был бы возможен, я хотел бы в долгую зимнюю спячку видеть во сне романы Пелевина. Написанные и ненаписанные. Из начала в конец и обратно, отдельно и смесью, с элементами интеррактива, в виде экранизаций, радиопостановок и сценок в детском саду к Новому году. За последний месяц, с тех пор как я стал счастливым обладателем электронной книги не излучающей свет, я прочитал их три, и остался очень доволен. Думаю, за полугодовые залежи они бы также не надоели.

Чего только не исследуют буржуазные учёные
Правда?
karpol
Праздники закончились (с чем, с праздниками то бишь, я всех и поздравляю), но не закончились праздные, сиречь выходные дни, почему и позволю себе набрать тут совершенно праздную и внесистемную как оппозиция запись о науке.
В праздности, бродил я тут по недрам базы научных публикаций Web of Knowledge, к которой имею доступ благодаря читательскому билету библиотеки имени Горького, и зацепился взглядом за следующее исследование финских учёных:
Socio-economic differences in the consumption of vegetables, fruit and berries in Russian and Finnish Karelia: 1992-2007. (Роль социального и экономического положения в потреблении овощей, фруктов и ягод в России и Финской Карелии). Суть исследования вкратце такова: 15 лет (с определённой периодичностью) эти самые финны опрашивали жителей Питкяранты и Северной Финской Карелии, и сравнивали, как уровень потребления свежих плодов там и тут связан в материальным положением, наличием работы, образованием и т.д. Вообще, исследование, конечно, любопытное, например, замечено, что за 2002-2007 гг в Питкяранте у обладателей высшего образования потребление фруктов почти что сравнялось с финским (все девяностые годы наши, конечно же, сильно отставали). Но в целом, объём денежных и временных затрат и времени на это исследование мне, конечно же, представляется не сопоставимым с его практической ценностью (да-да, понятно, что всё это связано с общественным здоровьем, планированием, госпрограммами, но всё-таки). То есть, это исследование показалось мне довольно яркой иллюстрацией того факта, что на Западе наука построена кардинально иным образом, в частности, исследователи имеют возможность браться за любое дело, к которому лежит душа, а уж насколько оно окажется практически полезным - это покажет история. И история действительно показывает, вычленяя из массы такого рода работ те, что являются прорывом, остальные же отправляя на депозит до востребования. Придём когда-нибудь к этому мы? Вопрос.


Под катом - иллюстрация из статьи, графики поедания зелениCollapse )

прощай, 2011
Правда?
karpol
чтобы не поцтить прошлогодние стихи в будущем году, выдаю таки сразу два в КанунЪ, оба про погоду. что характерно, первый, про выпадающий и тут же таящий снег, был написан почти 2 месяца как, но остался невозбранно актуален.

*       *      *
В цвет кофе
                      снежную кашу
                                                каждое утро,
Как не кашу, а тесто ногами взмесить мне надо.
Даже в мыслях эта каша не полезет в нутро,
Её помню прекрасно, по дороге до детского сада.
И ветер порывистый капюшон с головы срывая,
Выдувает из луж брызги серее неба.
Я Питерец, и другой погоды не знаю.

Но если бы знал бы, не факт, что понравилось мне бы.

*       *      *
Клумба похожа на торт-сметанник,
Большой-большой, на зелёной скатерти,
Это снег посыпал – ранний-ранний,
Скупо-скупо, как нищим на паперти.
Да и то, пиши не пиши кассации,
Зиму ждал? Отворот на четыре румба.
Стаяла революционно-снежная ситуация,
Чёрным бисквитом осталась клумба.