?

Log in

No account? Create an account
Правда?

Тома приколов

(издание второе, переосмысленное)

Previous Entry Share Next Entry
Окраина - незамеченный бунт русского кино
life_good
karpol
Был такой фильм в 1998 году - "Окраина", почти единственная режиссёрская работа ныне покойного, но достаточно известного сценариста Петра Луцика. А известен Луцик больше сценарием к фильму "Дикое Поле", который собрал всяческие награды в России, и о котором я вдругорядь писал. Ещё тогда восхитившись непосредственностью "Поля", хотел я засмотреть и "Окраину", но что-то не дошли руки, зато дошли сейчас, когда излёт сессии создаёт всё больше свободного времени по вечерам. О сюжете очень кратко: мужики степного хутора, новоявленные "фермеры", решили выяснить, кто незаконно отобрал у них всю хуторскую землю, и пошли с обрезами да наганами искать правду. Критика конца девяностых фильма испугалась, и даже писали что выйдя в прокат он вызовет массовое восстание сельского населения, но этого не случилось, что можно было бы списать на отсутствия проката как такового в то ненадёжное время. Но всё же, почему риторика советских героических фильмов, внешняя стилизация героев под Чапаева и других бойцов гражданской и отечественной, их решительность в расправе над "новыми русскими", олигархами-нефтяниками не вызвала хоть какого-то социального отклика? Очевидно, не только из-за гротескности формы показанной классовой борьбы, а вообще из-за отсутствия самого такого вот массового борющегося класса - любящих свою землю фермеров, желающих не тревожимые цивилизацией спокойно растить хлеб. Этих фермеров, а по-русски говоря - крестьян, раскулачили в тридцатые, потом сгоняли в центральные колхозные "усадьбы" в 50-е-60-е, гнали в город на заводы (о чём с презрением отзывается один из героев фильма), и их ко времени гласности и предпринимательства категорически не осталось. Новое народившееся поколение сельских жителей уже было не крестьянами, а колхозниками, утерявшими вследствие полувека в коллективном (а точнее - авторитарном) хозяйстве навыки, а главное желание самостоятельно растить хлеб и что бы то ни было ещё. Так что если где и оставались тогда, в 1998 году, "фермеры" желавшие бороться за землю, то хорошего ополчения из них создать было невозможно, даже если бы "Окраину" показали по центральному телевидению. Так что, сейчас стоит смотреть этот фильм как один из последних отблесков перестроечной свободы формы и содержания; в социальном же плане он повествует о расставании с последним перестроечным мифом - о работящем народе, которому только дай волю - и целину построит и днепрогэс поднимет... Оказалось - нет его, этого народа, а есть Homo Soveticus, которого приучили без охоты выполнять предписания постановлений, а также жаловаться, если в магазинах колбасы меньше чем по телевизору. Только путем стократного увеличения сортов и количества этой самой колбасы Soveticus'а удалось загнать в офисы, и предписать новые постановления. Что там дальше происходило - другое дело, но эволюция пошла другим путём, а Новые Чапаевы - ветвь тупиковая, только в "окраине" и можно посмотреть на её предполагаемый усреднённый портрет, реконструированный по методу профессора Герасимова.

  • 1
MERÄN JELMA / МЕРЯНСКИЙ ЯЗЫК

Группа MERJAN JELMA - это электронный мерянский словарь. В ней в визуальной форме представлена мерянская лексика, содержащаяся в топонимике и ономастике Верхневолжья. А также использованы мерянские слова из русских диалектов и арготических языков, которые употреблялись жителями Костромской, Ярославской, Ивановской и Владимирской областей.

Присоединяйтесь к нам и присылайте ваши слова и находки, а также вопросы!

Группа в Живом Журнале - http://merjan-jelma.livejournal.com/profile

Группа В контакте - http://vk.com/public64389613

  • 1